В сентябре 1947 года молодой, подающий большие надежды математик Джон Форбс Нэш поступает в Принстонский университет, одно из самых престижных и уважаемых учебных заведений не только Соединённых Штатов, но и всего мира. Этот университет в течение нескольких столетий выпускал лучшие умы Америки, которые прославляли свою родину многочисленными открытиями в области физики, математики, биологии, астрономии, и других наук.
«Математики выиграли войну, разгадали японские шифры и создали атомную бомбу. Математики вроде вас. Советы заявляют, что их цель – коммунизм во всём мире. Линия фронта проходит через медицину, экономику, освоение космоса. Для победы нам нужны результаты, достойные публикации и внедрения. Кто из вас будет вторым Морзе? Кто здесь Эйнштейн? Кто из вас выйдет в авангард демократии, свободы и прогресса? Сегодня мы отдаём будущее Америки в ваши руки. Добро пожаловать в Принстон, господа!» - такими словами ректор университета приветствовал новых студентов Принстона. Среди них был и Джон Нэш, который скромно сидел в углу зала. Но уже тогда многие из его однокурсников косо на него поглядывали. Уже тогда он был негласным гением среди гениев.
Джон Нэш обладал фантастическими способностями к математике. На момент поступления в Принстонский университет у двадцатилетнего Нэша уже была степень магистра и бакалавра математических наук. Институтский преподаватель Нэша отправил в Принстон самое короткое рекомендательное письмо в истории: «Этот человек – гений!»
Что отличает гения от обычного человека? В первую очередь его нестандартность во всём: в манере общения, в одежде, во взгляде на жизнь, во всём мировоззрении. Таким человеком был Джон Нэш. В математике была вся его жизнь. Весь смысл его жизни был нераздельно связан с этой точной наукой. С математикой он просыпался, с ней он и засыпал. Большинство людей видит в математике лишь некий вспомогательный предмет, помогающий в жизни. Для них математика – это драйвер, без которого никогда не будет работать какая-либо программа или устройство, название которому – жизнь. А Джон Нэш видел в математике искусство. Подобно художнику, творящему очередной шедевр изобразительного искусства, он выводил карандашом на бумаге замысловатые формулы, помогающие найти алгоритм движения голубей в небе, помогающие доказать какую-нибудь теорию или гипотезу, над доказательством которой целыми годами бились лучшие умы планеты и так и не достигли каких-либо результатов. Нэш уделял математике всё своё время, забывая временами поесть и поспать.
Как и многие другие выдающиеся личности, Джон Нэш был человеком, с которым было трудно найти общий язык. Его характеру передались основные качества обожаемой им науки: точность и прямота. Действительно, Джон Нэш был немногословен. Из его уст никогда не вырывались длинные, «многоэтажные» предложения, напичканные красивыми причастными и деепричастными оборотами. Говорил ровно столько, сколько было необходимо. Никогда не льстил, не врал. Всегда прямо высказывал то, что думал, как бы это ни было неприятно его собеседнику. Возможно, именно по этой причине у Джона Нэша никогда не было друзей. Но были враги.
Проходили дни, недели, месяцы… Большинство однокурсников Нэша уже закончили свои дипломные работы и даже защитили свои докторские диссертации, что гарантировало им большое будущее и работу в любых исследовательских институтах и лабораториях Америки. Только Джон Нэш корпел над своим оригинальным трудом. Он мог написать работу на любую тему, но его интересовала только одна – теория игр. Ни один человек в здравом уме не рискнул бы заняться работой в области теории игр, которая является одним из сложнейших разделов прикладной математики. Нэш днями и ночами сидел над своей работой. Любой другой просто не выдержал бы тех гигантских умственных нагрузок, которыми изнурял себя Джон. Он чувствовал, что близок к решению задачи. Но вместе с тем он ощущал, что размышления его зашли в тупик. Нэш находился в лабиринте свое прекрасного разума (англ. «A Beautiful Mind» – прекрасный разум). И чтобы найти выход у него оставалось не так много времени. Нэш понимал, что если он не успеет вовремя сдать свою работу, то на его ближайшем будущем смело можно ставить жирный крест. От нервного срыва Джона Нэша спас Чарли, его единственный друг.
Пожалуй, единственное, в чём Джону Нэшу повезло во время учёбы в Принстоне, так это с соседом по комнате. Им оказался Чарльз Герман, молодой литератор. Это был весёлый, добродушный и, при этом, умный и начитанный человек, который своим присутствием мог развеселить любую, даже самую скучную публику. У него было мало общего с Нэшем, но именно он смог найти подход к этому неприступному гению. Нэш всегда предпочитал общению с людьми ручку да чистый листок бумаги, но его знакомство с Чарли стало исключением. Только рядом с ним Джон чувствовал себя комфортно. Только с Чарли он мог поговорить по душам, как друг с другом. Именно Чарльз Герман помог Нэшу в трудный час.
Как часто бывает, мысль приходит в голову совершенно случайно, когда её совсем не ждёшь. Так произошло и с Джоном Нэшем. Только в его случае результатом стало грандиозное открытие в сфере прикладной математики – Джон Нэш поведал миру свою знаменитую теорию равновесия.
Ректор Принстона: - Вы понимаете, что это вызов полуторовековой истории экономики??? - Да, сэр. - Довольно смело, не правда ли?.. Ну что ж, мистер Нэш, учитывая ваш размах… я думаю, что вас возьмут, куда вы только захотите.
Проходят годы. У Нэша есть всё: дом, деньги, престижная, любимая им работа. Нет только одного – семьи. У него никогда не складывались отношения с противоположным полом. Джон Нэш был высоким, стройным и, чего греха таить, весьма красивым мужчиной, но, как всем хорошо известно, женщины любят не глазами, а ушами. А по этой части у Джона были серьёзные проблемы.
- Так, замрите! Она смотрит сюда… кажется, на Нэша! - Возможно. У него преимущество, но стоит ему заговорить!!!
Но однажды на одном из своих семинаров он встречает очаровательную брюнетку Алисию Лард… С этого момента спокойная, размеренная, серая, ничем не примечательная жизнь Джона Нэша запестрила всеми цветами радуги. Первое свидание, первая вечерняя прогулка под звёздами, первое признание в любви… Только Алисия смогла разглядеть за маской чёрствого и резкого профессора математики другого Нэша. Чуткого, скромного, внимательного, добродушного, любящего. Этот период жизни Джона Нэша можно описать одним словом – счастье.
Но, как и всё хорошее в жизни, счастье Нэша было недолгим. Всё изменилось с появлением Уилла Патчера.
Середина 50-х годов. Разгар холодной войны. В Пентагон вызывают главного аналитика лаборатории Виллера, доктора Нэша. Ему предстоит принять участие в расшифровке нового сверхсложного кода русских. С этого момента начинается тайная, никому не известная сторона жизни Джона Нэша. Днём он работал в университете, вечером передавал расшифровки своему куратору из ЦРУ, Уильяму Патчеру. И так проходил день за днём, до тех пор, пока Джон Нэш не заметил нечто странное: за ним постоянно кто-то следил. На него вышла русская разведка – в этом у него не было никаких сомнений. Нэша охватила паника. Он стал чрезвычайно осторожен и скрытен, буквально на каждом шагу оглядывался по сторонам, вздрагивал от каждого необъяснимого шороха. Когда он пришёл на свой очередной семинар, то его никто не узнал: перед всеми стоял бледный, уставший, измученный человек с густой щетиной на лице. Но самое страшное случилось после: неожиданно в зал вошли несколько человек в чёрном и направились прямо к нему. У Нэша был только один выход – бежать. Но было уже поздно…
Когда он очнулся, то, к своему невероятному удивлению, обнаружил, что находится не в секретном лагере русских, как ранее полагал, а… в психиатрической лечебнице. Врачи поставили неутешительный диагноз: параноидальная шизофрения.
Именно с этого момента фильм можно разделить на две части. Первая из них – просто хороший фильм-биография, а вторая – шедевр мирового кинематографа. Теперь скажите мне, уважаемые жители и посетители форума dvddom’а, что есть шедевр? Кто определяет является фильм шедевром или нет? Кто? Киноакадемики, кинокритики или же мы с вами, простые любители хорошего кино? Вопрос сложный. И не каждый сможет дать на него достойный ответ. Все мы разные. У каждого есть своё, личное мнение. Всегда найдутся те, кто будет петь хвалебные оды в адрес фильма и те, которые будут поливать фильм грязью. Не просто трудно – невозможно создать фильм, который понравится всем. Но раз в несколько лет на экраны выходит шедевр. И даже если найдутся люди, которым он не понравиться, а такие найдутся, то они его будут, по крайней мере, уважать.
Лично для меня шедевр – это идеал. «Но ведь идеала не существует! К идеалу можно только стремиться!» - скажете вы, и будете правы. Да, шедевр тоже не лишён своих изъянов. Но, смотря такой фильм, хочется закрыть глаза на все мелкие недочёты и просто наслаждаться просмотром. Фильм-шедевр способен глубоко проникнуть в душу, помогает поменять своё отношение к чему-либо, призывает серьёзно задуматься над каким-либо вопросом. Вот что такое шедевр в моём понимании. И фильм «Игры разума», безусловно, им является.
«Самое мучительное в шизофрении – незнание что реально, а что нет. Представьте: вдруг вы узнаёте, что люди, места, события, крайне важные для вас, не умерли, не исчезли, хуже – их никогда не было. Это чудовищный кошмар…»
И это действительно так. Всё-таки те громадные умственные нагрузки, которыми ежедневно с утра до ночи изнурял себя Джон Нэш, не прошли бесследно. Даже разум гения не смог выдержать их. Результатом стали многочисленные галлюцинации, настолько реальные, что отличить их от действительности практически невозможно. Одной из этих галлюцинаций был… Чарльз Герман. То, что его единственный друг оказался лишь иллюзией гениального разума, стало сильнейшим ударом для Нэша.
Многие годы Джон Нэш страдал галлюцинациями, даже не подозревая об этом. Многие годы его собственный разум водил его за нос. Это были игры разума Джона Нэша.
Многие из близких, родных и коллег Нэша видели, что с ним происходит что-то неладное, но ничего не предпринимали. Ведь среди учёных необычность и странноватость – вполне нормальное явление. Но, как известно, от гениальности до безумия всего один шаг.
Джон Нэш пробыл в психиатрической лечебнице около трёх месяцев, но этого хватило, чтобы уничтожить в нём его неповторимую, гениальную личность. Жёсткие курсы инсулиновых терапий в сочетании с пропусканием через тело электрического тока сделали своё дело: исчезли не только галлюцинации, но и всяческие проявления здравого рассудка. Из лечебницы вышел совсем другой Джон Нэш, бледное подобие былого гения.
Однажды Алисия встретилась с Солом, бывшим коллегой Джона:
-…Нет-нет. Я спросил про тебя. Как ты? - Часто я ощущаю лишь чувство долга. Или стыд… за мысли о разводе. Злюсь на Джона, на Бога… Но гляжу на него и… заставляю себя видеть человека, которого любила… И он становится тем человеком. И вот я снова счастлива с ним. Это редко, но…мне достаточно.
В абсолютном большинстве фильмов показана совершенно другая любовь – на стадии своего зарождения. Первый взгляд, первая улыбка, первый поцелуй и т.д. и т.п. А потом счастливые лица у алтаря и всё. Happy End. Жили они долго и счастливо.
Фильм «Игры разума» совсем другой. Здесь любовь проходит испытание временем, жизнью. Мало кто задумывается над смыслом слов клятвы верности: «… в счастье и горе, в болезни и здравии, и пока смерть не разлучит нас». Алисия пожертвовала своей карьерой, своими мечтами, своей жизнью ради Джона. Несмотря на всё она осталась рядом с ним. Даже несмотря на то, что Джон был опасен как для неё, так и для их маленького сына: «Доктор Розен сказал звонить, если станешь меня душить…» Несмотря на всё она верила в то, что Джон сможет преодолеть свой недуг: «Может то, что отличает сон от яви, находится не у тебя в голове, а в твоём сердце… Я хочу верить в чудо. Верить в то, что ты на это способен». Многие другие на её месте плюнули бы на свою совесть и отправили бы Нэша в какой-нибудь пансионат или лечебницу, где бы тот, никому не нужный, провалялся до конца жизни. Именно так заканчивают свою жизнь многие великие учёные и простые старики-пенсионеры. Такие люди, как Алисия Лард, вызывают у меня безграничное уважение. Перед ними я преклоняю свои колени. Джон Нэш – счастливый человек.
Когда камера впервые показывает Джона Нэша, к горлу непроизвольно подкатывает тяжёлый комок. Помня, каким он был, и, видя, каким он стал, сердце просто разрывается от боли. Знаменитый Джон Нэш, имя и фотографии которого раньше всегда украшали первые страницы газет и журналов, теперь был вынужден жить в маленьком старом домишке на окраине города.
Из разговора Джона и Сола: - …Пытаюсь доказать гипотезу Римана. Думаю, если пущу пыль в глаза, меня пригласят снова. Но… трудно работать, ведь все эти лекарства мешают найти решение. - Знаешь, ты бы поберёг себя. В жизни есть не только работа и наука. - А что ещё…
В этих словах столько боли, столько отчаяния и безысходности, что просто невозможно остаться равнодушным. В математике была вся его жизнь. Он больше не мог ощущать себя бесполезным овощем, не мог больше видеть страдания жены. Джон Нэш делает отчаянный шаг – перестаёт принимать лекарства. И это даёт свои плоды – возвращается прежний Джон Нэш. Но вместе с работоспособностью к Нэшу возвращаются и его галлюцинации. Вновь появляются Чарльз Герман, Уилл Патчер, задания Пентагона…
Надо признать, что даже в такой ситуации, когда понимаешь, что всё это является иллюзией разума, даже тогда хочется верить в то, что Джон Нэш здоров, а вся история болезни – это ничто иное, как происки спецслужб. - Почему не пили лекарства? - Потому что не мог работать, сидеть со своим ребёнком, я не… я не мог быть мужем. Что, по-вашему, лучше? - Придётся назначить более жёсткий курс инсулиновых шоков. Надо лечь в поликлинику. - Нет! Должен быть иной способ! - Шизофрения прогрессирует… Могут быть дни без симптомов, но в целом вам становится хуже. - Это всего лишь задача. Пока без решения. Решать задачи – это ведь моя профессия. - Это не математика! Нет формулы, которая изменит ваше мировосприятие! - Нужно только мозги напрячь! - Нет ни теорем, ни доказательств! Болезнь нельзя победить разумом! - Почему это нельзя?! - САМА ЗАДАЧА… находится внутри вашего разума! - Я решу её…Обязательно… Нужно лишь время.
Джон Нэш бросил вызов не только науке, медицине, но и собственному разуму. Нужно лишь время… Джону понадобились годы, десятилетия, но он всё-таки, назло всем, победил свой недуг. Врачи изумлённо разводили руками: «Это чудо». Но это не было даром свыше. Это результат упорнейшей работы Нэша над самим собой. Его галлюцинации не исчезли, они преследовали его всю оставшуюся жизнь. Он просто решил их не замечать.
В марте 1994 года профессор математики Принстонского университета Джон Нэш узнаёт, что он номинирован на Нобелевскую премию. В истории есть немало примеров, когда мысли какого-либо учёного опережали своё время и признание приходило к нему зачастую уже после его смерти. К счастью, Джон Нэш дожил до тех времён, когда его открытия были по достоинству оценены. Только спустя 45 лет его знаменитая теория равновесия нашла своё применение. В современном мире она играет огромную роль в мировой экономике, без неё уже не обходится ни одна крупная компания.
Полгода спустя, на церемонии вручения Нобелевской премии, стоя перед элитой мировой науки, новоиспечённый нобелевский лауреат Джон Нэш произнёс такие слова:
«Я верил в числа и термины. В уравнения, логику и здравый смысл. Но, проведя жизнь в подобных изысканиях, я не знаю, что такое логика, кто определяет здравый смысл. Я прошёл долгий путь. Через физику, метафизику и иллюзии… и обратно. И я сделал самое важное из своих открытий. Главное открытие во всей моей жизни: логические основания можно выявить только в таинственных уравнениях любви. Лишь благодаря тебе я стою здесь. Без тебя я бы ничего не достиг… Благодаря тебе я есть…»
И, видя, как все стоя приветствуют его овациями, Джон Нэш понял, что наконец-то обрёл то, к чему стремился всю свою долгую и отнюдь не лёгкую жизнь, - признание.
Фильм вышел в мировой прокат 13 декабря 2001 года, спустя ровно семь лет после вручения Джону Нэшу Нобелевской премии. Он моментально стал самым популярным и обсуждаемым в мире кино. И стар и млад с упоением смотрели эту экранизированную историю жизни одного из самых выдающихся математиков XX века. До выхода фильма на широкий экран имя Джона Нэша было известно только в весьма узких кругах, а 14 декабря о нём уже знал весь мир. И, на мой взгляд, такие люди, как он, этого заслуживают.
Сценарий фильма был написан Акивой Голдсманом по мотивам книги «A Beautiful Mind: The Life of Mathematical Genius and Nobel Laureate John Nash» (руск. «Прекрасный разум: жизнь гения и нобелевского лауреата Джона Нэша») Сильвии Назар, американской журналистки и профессора экономики Колумбийского университета. Книга вышла в 1998 году и мгновенно стала бестселлером. Голдсман долгое время был врачом и имел немалый опыт общения с душевнобольными людьми. Во многом именно благодаря этому в фильме так правдоподобно показан образ Джона Нэша, все его мысли, страдания, переживания. Именно благодаря Голдсману мы видим окружающий мир с совершенно другой стороны – глазами тех, кто страдает галлюцинациями. Надо признать, что Акива Голдсман постарался на славу, за что и получил свой заслуженный Оскар за лучший адаптированный сценарий.
Каким бы гениальным ни был сценарий, не факт, что фильм получится таким же. По одному и тому же сценарию можно снять два абсолютно разных фильма. Огромное значение имеет мнение режиссёра, оператора, и, разумеется, игра актёрского состава.
Режиссёром фильма стал Рон Ховард. Во многом именно благодаря нему фильм получился таким, какой он есть. Именно благодаря этому талантливейшему режиссёру у фильма «Игры разума» есть такая потрясающая, захватывающая атмосфера; есть столько красивейших, сильных с психологической точки зрения моментов. По впечатлению, создаваемом такими моментами, не сравняться никакие, даже самые современные спецэффекты. Чего стоит только сцена вручения Джону Нэшу ручек от коллег (одна из традиций Принстона – вручение ручек в знак уважения перед какими-либо достижениями в науке). Даже при всём богатстве великого и могучего русского языка невозможно описать те чувства, которые переполняют в этот момент человека, смотрящего фильм. И подобных сцен в фильме не мало. Своей работой в «Играх разума» Рон Ховард вписал своё имя в историю. Именно после этого фильма он вошёл в число лучших режиссёров мира, наряду с такими титанами как Стивен Спилберг, Джеймс Камерон, Люк Бессон, Мартин Скорсезе, и другие.
Музыка… Музыка в фильме просто божественна. На протяжении всего фильма звучит всего одна мелодия («All Love Can Be») в разных своих аранжировках. Она очень простая, но вместе с тем загадочная, лёгкая и задаёт тон всему фильму. Композитору фильма, Джеймсу Хорнеру, можно сказать только одно: браво.
Актёрский состав. Необходимо признать, что подбор актёров оказался более чем удачен. Такие ветераны кино как Кристофер Пламмер (доктор Розен) и Эд Харрис (Уильям Патчер), известные нам по фильмам «Сокровище нации», «Дом у озера», «12 обезьян» (Пламмер) и «Шоу Трумана», «Скала», «Бездна» (Харрис); просто не могли сыграть плохо. Но особенно хотелось бы выделить игру трёх выдающихся актёров: Пола Беттани, Дженифер Коннелли и, разумеется, Рассела Кроу.
Пол Беттани (Чарльз Герман). Не стану скрывать, что этот британский актёр является одним из моих самых любимых. Он, безусловно, умеет играть серьёзные роли. В его игру просто невозможно не поверить – настолько глубоко он вживается в свои роли.
Дженнифер Коннелли (Алисия Лард). После просмотра фильма, я понял, что в мире кино появилась новая яркая звезда. Сыграть такую трудную и серьёзную роль было большим риском. Но Дженнифер справилась с этой задачей. Причём справилась с блеском. 2002 год – год славы Дженнифер Коннелли. И Оскар, и Золотой глобус, и Британская киноакадемия оценили работу Дженнифер в «Играх разума» по достоинству – везде она получила высшую награду.
Фильм Рона Ховарда «Игры разума» получил огромные кассовые сборы (310 миллионов по всему миру – для биографического кино это фантастический результат), выиграл 2 из 5 номинаций Британской академии, 4 из 6 номинаций Золотого глобуса и 4 из 8 номинаций Оскара. Но именно после «Игр разума» американская киноакадемия потеряла для меня былой авторитет. Фильм не взял главной награды, которая принадлежала ему по праву, - Оскар за лучшую мужскую роль. Рассел Кроу, сыгравший нобелевского лауреата Джона Нэша, остался ни с чем. Это, на мой взгляд, ужаснейшая несправедливость. Возможно, киноакадемики посчитали, что для Кроу два Оскара подряд будет чересчур «жирно», и поэтому отдали награду другому. И это было грубой ошибкой с их стороны. В 2002 году Рассел Кроу был сильнее всех. Этот талантливейший австралийский актёр впервые показал на что он способен ещё в далёком 1995 году в американском вестерне «Быстрый и мёртвый», где он снимался вместе с Шерон Стоун и будущей мегазвездой мирового кино Леонардо Ди Каприо. Но настоящих высот Рассел достиг только пять лет спустя, в 2000 году, снявшись в культовом фильме «Гладиатор». На протяжении нескольких лет я думал, что свою лучшую игру Кроу продемонстрировал именно в этом фильме. Но я ошибался. Очень сильно ошибался. Только «Игры разума» показали мне насколько велик и разносторонен талант этого актёра.
После «Игр разума» у Рона Ховарда было несколько весьма успешных проектов: «Нокдаун», «Код да Винчи», «Ангелы и демоны». У Дженнифер Коннелли – «Дом из песка и тумана», «Как малые дети» и, разумеется, «Кровавый алмаз». У Пола Беттани – «Догвилль», «Хозяин морей», «Огненная стена», «Код да Винчи». У Рассела Кроу – тот же «Хозяин морей», «Нокдаун», «Поезд на Юму», «Гангстер».
Но ни Рон Ховард, ни Дженнифер Коннелли, ни Рассел Кроу больше ни разу не достигли такого же успеха, который пришёл к ним после «Игр разума». Этот фильм навсегда останется в нашей памяти, как их лучший фильм.